Бизнес на свежем воздухе

Бизнес на свежем воздухе

На площадке Digital Port 16 июня состоялся «Бизнес-пикник», завершивший полугодовой «марафон» проекта «Бизнес-среда» пермского представительства «ОПОРЫ РОССИИ». Участники пикника могли не только получить полезную информацию от директоров и владельцев крупного бизнеса России, но и найти инвестора, а также узнать о том, как стать партнёром крупных корпораций. В рамках деловой программы «Бизнес-пикника» обсуждались идеи для digital-стартапов, городское предпринимательство, интернет-маркетинг для бизнеса и бизнес в сфере food market.

В рамках секции «Digital-стартапы» руководитель направления онлайн-трекшена Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Данил Коновалов отметил, что интернет-бизнес в России стремительно развивается. «Среди европейских стран Россия стоит на первом месте по количеству интернет-пользователей, а интернет-торговля в России за последние три года выросла в три раза», — пояснил Коновалов.

По словам эксперта, в бизнесе будущего первостепенной миссией предпринимателя будет задача максимально автоматизировать и упростить работу. Одним из решений этой проблемы может стать система управления бизнесом. «С учётом огромного количества данных, которые генерируют люди и бизнес-проекты, от владельцев требуется эффективнее ими управлять. От самых простых решений, таких как CRM, до прикладных вещей, решающих узкие задачи, как это делают чат-боты», — говорит Данил Коновалов. В мессенджерах всё больше набирают популярность боты, которые помогают, например, провести консультацию клиента без участия человека.

Спикер акцентировал внимание на активном использовании интернета вещей, что помогает исключить участие человека не только в бизнесе, но и в бытовых задачах. Коновалов поделился идеями проектов в сфере ЖКХ и рассказал о новой тенденции в управлении водными и энергетическими ресурсами. Основная идея проектов в том, что специальные датчики интернета вещей самостоятельно снимают показания счётчиков и отправляют в управляющую компанию. Эта функция позволяет предложить жильцам лучший тариф с учётом их поведения при потреблении света, газа и воды.

Бизнес на свежем воздухе

На площадке также состоялся «мозговой штурм» остальных участников секции на тему «Во что инвестировать сейчас деньги и силы, чтобы через пять лет получить отдачу». Ольга Ковинова, руководитель отдела по работе с партнёрами компании Xsolla, предложила стартаперам инвестировать свои деньги в борьбу с мошенниками, которые работают через звонки, сообщения и email-сообщения. Ковинова утверждает, что основными клиентами таких проектов сейчас являются банки и страховые компании. А Дарья Вахтеева, PR-специалист компании «Промобот», считает, что перспективным рынком на сегодняшний день является робототехника. «Ежегодно спрос на сервисную робототехнику увеличивается на 500%», — поясняет Вахтеева.

На площадке секции Food market представители ресторанного бизнеса Перми рассказали о том, как из маленького кафе в провинциальном городке сделать уникальное место с вкусной кухней и особым подходом к обслуживанию гостей.

Модератор Анатолий Руденко, гастрономический эксперт международного уровня, рассказал о мировых трендах в потреблении еды, которые постепенно приходят в столицу и вскоре заинтересуют пермских владельцев заведений общественного питания. Среди них — блюдо гавайской кухни поке («ленивые суши»), продукты «для кишечника» и жареные бананы.

Бизнес на свежем воздухе

Во второй половине секции участники отвечали на актуальные вопросы из зала. Все спикеры сошлись на том, что нужно уделять своим клиентам максимум внимания, общаться с ними. Олег Ощепков, учредитель ресторанов «Улитка», «Маркс», «Вехотка», признался, что в поисках недочётов в работе ресторанов часто разговаривает со своими гостями и таким образом узнаёт все нюансы. «Если вы соберёте примерно 100 анкет тем или иным способом, то вы получите 80% ответов, почему проект неуспешен. Важно в своём заведении делать всё, как для себя. Покупать всё самое лучшее, начиная с вилки и заканчивая качественными продуктами», — рассказывает ресторатор.

Секция «Крупный бизнес — партнёр для малого» была посвящена партнёрским отношениям между большими корпорациями и малыми и средними предприятиями. Участниками секции были представители компаний «Уралкалий», «ЛУКОЙЛ», «СИБУР Холдинг» и «Газпром». Модератором секции выступил Александр Калинин, президент общественной организации «ОПОРА РОССИИ».

«Мы помогаем малым предприятиям получать сертификацию, доращиваем их до той квалификации, которая требуется крупным компаниям, а в результате экономим деньги и получаем в малом бизнесе высокотехнологичный подход», — говорит Калинин.

Если в 2015 году продукции малого и среднего бизнеса в крае закупалось на 50 млрд руб., то в этом году пермские корпорации закупают услуги малого бизнеса уже на гораздо большую сумму — 3 трлн руб. Каждая из корпораций — участников секции заявила о том, что участие малых предприятий в их деятельности в последние годы заметно выросло.

Представитель ПАО «СИБУР Холдинг» заявила о том, что в последние три—четыре года взаимодействие с малыми предприятиями качественно изменилось: «Мы не просто закупаем продукцию у субъектов среднего и малого бизнеса. Взаимодействие набирает обороты, и мы выходим на более высокотехнологичную номенклатуру».

Участники секции обозначили несколько критериев, которым должны соответствовать малые предприниматели, имеющие намерение работать в партнёрстве с крупными корпорациями: состоятельность предприятия и его руководства, правильная оценка своих сил и возможностей, необходимость в постоянном технологическом развитии.

В рамках секции «Городское предпринимательство» основатели известных пермских бизнесов бренд MOLOTOV, «Дом-пекарня Демидовых», организаторы Red Market и Red Fest, руководство парка им. Горького делились опытом и проблемами, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.

Юрий Перелыгин, исполнительный директор ООО «Институт «Ленгипрогор» и модератор секции, рассказал о тонкостях и сложностях изменения структуры российских городов, в которых необходимо сохранить их историческую составляющую. В качестве примера Юрий Перелыгин привёл преобразование Иркутска. Эксперт коснулся законодательных и экономических нюансов, которые зачастую усложняют процесс реализации подобных проектов. По словам Перелыгина, проблема городов, бюджет которых в три—четыре раза меньше столичного, — в том, что «за всеми услугами «центральности» народ едет в Москву». «Отложенный спрос по городам России просто колоссальный», — говорит Перелыгин.

По словам эксперта, для того чтобы система работала, частная компания должна работать над привлечением инвестиций и удержанием концепции, а государство — «выполнять функции межведомственной рабочей группы».

Исполнительный директор парка развлечений им. Горького Андрей Артемьев считает, что парк уже является готовой инфраструктурной площадкой, которая может быть использована при проведении масштабных мероприятий. По словам Артемьева, содержание парка в случае его перехода из частной собственности в муниципальную будет стоить порядка 50 млн руб. в год.

Директор «Дома-пекарни Демидовых» Анна Суслова поделилась своим опытом построения бизнеса в историческом здании: «В своей концепции мы постарались максимально приблизиться к историческим истокам, постарались восстановить исторический облик здания, сделать его таким, каким оно изначально задумывалось». Предприниматель отметила, что работа с историческими зданиями требует больших вложений, многочисленных согласований, учёта технических особенностей состояния здания.

Основатель бренда MOLOTOV Иван Ермолин отметил, что неожиданно для себя столкнулся с проблемой недооценённости молодёжи: «Вникая в микромиры скейтбордистов, танцоров и так далее, я понимаю, что этими молодыми ребятами никто не занимается. Они как самородки — рождаются, их никто не видит, и они быстро угасают». Проблема города, по мнению Ивана, заключается в «отсутствии свободного пространства для творческого сегмента молодого поколения».

Организаторы Red Market и Red Fest Алиса Филичкина и Алёна Кобылянская, рассуждая о проблеме креативного пространства в Перми, отметили: «Люди хотят чаще качественно проводить свой досуг, Digital Port — пока единственная площадка, на которой мы можем разместиться».

Губернатор Пермского края Максим Решетников в ходе секции отметил, что комфорт в городе создаётся в первую очередь малым и средним бизнесом. «Мы понимаем, что именно бизнес создаёт мероприятия, открывает кафе, магазины — всё это создаёт свою атмосферу городов. При этом мы видим прямую связь между развитием городов региона и развитием бизнеса. Именно поэтому мы готовы вкладывать в городскую среду, в планирование пространства. Потому что за счёт этого создаётся среда для малого бизнеса», — заявил глава региона.

По словам губернатора, в данный момент идёт работа по реорганизации пространства завода им. Шпагина. «Нам нужно, чтобы там была жизнь, чтобы это не был мёртвый музейный квартал, чтобы там был бизнес и креативный класс», — говорит Максим Решетников.

Завершая дискуссию, модератор Юрий Перелыгин отметил, что бизнесу и власти необходимо находить общий язык и вместе обсуждать проблемы, с которыми сталкиваются не только предприниматели, но и жители Перми.

Секция «Интернет-маркетинг для малого бизнеса», которую курировал заместитель генерального директора ООО «1С-Битрикс» Сергей Кулешев, была посвящена современным технологиям и трендам в сфере интернет-маркетинга и аналитики. Участники говорили об успешном опыте внедрения современных подходов к анализу аудитории, релевантности рекламных кампаний и необходимости считать и анализировать любые данные, с которыми может столкнуться бизнес.

Станислав Ивашов, руководитель агентства Like Marketing, рассказал о том, насколько актуален сегодня интернет-маркетинг как для крупного, так и для малого бизнеса. «Интернет — возможность, которая позволяет вам выйти за пределы региона и работать по всей России», — говорит эксперт. Называя себя «настоящим ботаником», Станислав Ивашов утверждает, что креатив уже давно уступает аналитике в современном интернет-маркетинге.

Региональный директор Global Intellect Service в Перми Дмитрий Романов посвятил свой рассказ трендам в интернет-маркетинге. Сегодня это максимальное приближение к клиентам с помощью мобильных приложений, геймификация как способ повышения лояльности, система кешбэков как возможность захватить внимание новых клиентов и удержать старых.

Наталья Гоменюк, директор компании «Интернет-Пермь», отметила, что основной ошибкой малого бизнеса сегодня можно назвать неумение работать с базами данных. Аналитика заставляет компании «думать наперёд». По словам эксперта, грамотный сбор и анализ данных способен дать ответ на вопросы самого разного рода, вплоть до «Какого цвета кнопка на сайте действует лучше?».

По словам председателя Пермского регионального отделения организации «ОПОРА РОССИИ» Романа Водянова, «Бизнес-пикник» стал уникальной возможностью для стартаперов и инвесторов «найти друг друга». «В рамках питч-марафона презентация длится всего 30 секунд. Прослушав предложение, инвестор говорит: «Супер, давайте работать вместе». Здесь есть обалденные стартапы, которые, мы точно знаем, разберут. Например, к нам пришёл мужчина 67 лет — дедушка-стартапер, который изобрёл уникальную мышеловку и с помощью неё уже переловил всех мышей в деревне. Такой вот дедушка-инженер, которому нужно немного инвесторской помощи, чтобы запустить бизнес», — рассказывает председатель пермской «ОПОРЫ РОССИИ».

По итогам мероприятия Александр Калинин, президент всероссийской организации «ОПОРА РОССИИ», отметил креативность пермского малого бизнеса.

Александр Калинин, президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»:

— То мероприятие, на котором мы сейчас присутствуем, сделали предприниматели Пермского края. Сами организовались, сами собрали средства, сами пригласили очень интересных спикеров, причём из других регионов. И то, что я здесь услышал, — это одна из лучших практик, которые есть в стране. Те площадки, на которых мы сегодня присутствовали, в частности посвящённые развитию городской среды, — это огромный потенциал для того, чтобы города стали лучше, чтобы наша молодёжь находила себя здесь как в бизнесе, так и в креативной сфере. Когда власти делают грамотные планировки, создают пространства, малый бизнес заполняет их своей энергией, своим капиталом.

Источник