«Мы же проводим проверки не для того, чтобы как-то наказать администрацию»

«Мы же проводим проверки не для того, чтобы как-то наказать администрацию»

Пермская городская дума утвердила отчёт об исполнении бюджета Перми за 2017 год, который подготовила городская Контрольно-счётная палата. Это ежегодная экспертиза исполнения главного финансового документа, направленная на проверку обоснованности и эффективности бюджетных средств. По сравнению с 2016 годом число нарушений, выявленных КСП, уменьшилось в два раза, и это значит, что с подачи аудиторов администрация города стала качественнее тратить бюджетные деньги

В прошлом году доходы бюджета были исполнены на 24,2 млрд руб. или 100,7% планового задания. Профицит составил 159 млн руб. вместо запланированного «технического» дефицита в объеме 970,4 млн руб. Поступления в бюджет города в 2017 году ниже показателя 2016 года на 181 млн руб. План по неналоговым доходам и межбюджетным трансфертам перевыполнен на 1,7% и 2,5%, а по налоговым доходам — исполнен на 99,2%. Не выполнены планы по земельному и транспортному налогу, ЕНВД, а также по доходам от использования и реализации муниципального имущества.

В целом КСП оценила эффективность исполнения бюджета города за 2017 год как «высокое». Однако есть отдельные недоработки.

В расходной части, по заключению КСП, хуже всего был исполнен план в сфере ЖКХ — на 86,8%. Например, власти не смогли вложить деньги в строительство сетей водоснабжения и водоотведения в микрорайоне Заозерье, поскольку им не удалось получить заключение госэкспертизы. Помимо этого, не удалось в полной мере воспользоваться средствами, предусмотренными для реконструкции системы очистки сточных вод в м/р Крым, а также для расширения и реконструкцию городской канализации в Мотовилихинской районе.

Долгое время сфера ЖКХ испытывала сложности с финансированием, и поэтому в ней накопилась масса проблем, говорит Мария Батуева. Также, по её мнению, на низкое качество исполнения бюджета в этой сфере повлиял человеческий фактор: халатность, смена специалистов и т.д. «Где-то просто нормативная документация не соответствует необходимому уровню», — отмечает главный городской аудитор.

Со своей стороны КСП также подготовила в адрес администрации конкретные предложения, направленные на повышение эффективности бюджетного планирования и расходования бюджетных средств. Например, привести в порядок нормативно-правовую базу и проводить как можно больше закупок конкурентными способами — не у единственного поставщика, а объявлять конкурсы и аукционы. Кроме того, у администрации, по мнению аудиторов, есть резервы для увеличения доходов в части взыскания платы за фактическое использование земельных участков, актуализации схемы размещения НТО, проведения торгов на право заключения договоров на размещение НТО и на размещение рекламных конструкций.

Также КСП предложила мэрии сделать единый центр ответственности по инвестициям. Дело в том, что в 2017 году план по расходованию средств на инвестиционные проекты был не выполнен на 20% (556 млн руб.). В основном, это произошло из-за отсутствия положительного заключения госэкспертизы. Поэтому в мэрии должен быть человек или управление, которое будет отслеживать инвестиционные проекты. Например, эти обязанности может взять управление капитального строительства при администрации Перми, или у главы города должен появиться профильный заместитель.

Наталья Мельник, председатель комитета гордумы по бюджету и налогам:

— Бюджет — это процесс. В нём всегда существуют какие-то недоделки, но они поправимы. В последнее время там нет каких-то фатальных вещей, за которые потом прокуратура могла бы возбудить уголовное дело. Здесь просто ошибки, которые допускаются в ходе работы. Представьте себе, сколько в администрации департаментов, сколько в них различных муниципальных учреждений, сколько там людей, которые занимаются распределением бюджетных средств, начиная финансовым управлением и заканчивая детских садом, где тоже есть свой директор и бухгалтер.

По мнению КСП, по сравнению с прошлым годом количество нарушений уменьшилось. Но качество бухгалтерского учёта оставляет желать лучшего во многих сферах, особенно в департаменте физкультуры и спорта. Также стоит обратить внимание на неисполнение ряда программ и инвестпроектов: к реализации 13 из 26 инвестпроектов в прошлом году даже не приступали.

Администрация старается выверять шаги, но, к сожалению, у них это не всегда получается. Но, когда рассматривается какой-либо проект решения, который выносится на думу, всегда есть превентивные меры. Прежде чем вынести вопрос на комитет, проходит ряд рабочих встреч, где достаточно бурно и серьёзно обсуждаются моменты, к которым есть вопросы. Например, если для изменения в бюджет, которое предлагает внести администрация, не хватает финансово-экономического обоснования, мэрия должна донести необходимые документы, либо мы просто не принимаем эту поправку. Также мы обязательно проговариваем все вопросы и замечания Контрольно-счётной палаты. Поэтому в ходе этих рабочих встреч часть замечаний снимается.

Что касается депутатов, то мы смотрим целесообразность того или иного расходования средств. Это нужно для понимания, как планировать бюджет на следующий год. Когда мы закладываем те же инвестпроекты, то мы стараемся заложить на них хотя бы 10-15 % бюджета. В итоге мы деньги выделили, а потом оказывается, что работа по этим инвестпроектам даже не началась. Обидно, так как на эти деньги мы могли бы, например, купить в детский сад лишнюю кровать или столик. Поэтому хотелось бы, чтобы при таком скудном бюджете администрация более оперативно подходила к решению всех задач.

Юрий Уткин, председатель Пермской городской Думы:

— Уже четвертый год мы формируем и оцениваем бюджет в программном формате. Цель программного бюджета — это прежде всего достижение результата. Поэтому были чётко определены приоритеты, сформулированы программные цели, задачи, мероприятия и показатели.

Последние годы одним из основных направлений контроля Контрольно-счетная палата определила для себя работу по предупреждению нарушений в сфере бюджетных финансов. Я считаю, что это правильный вектор. Теперь мы не просто констатируем потери бюджета, а работаем на предупреждение нарушений в ходе его исполнения.

Как положительный момент скажу, что по итогам этой работы в сравнении с предыдущими периодами КСП отметила снижение неэффективного расходования средств бюджета города.

Источник