«Такси до Дубровки заказывали?»
В 1971 году 22 сентября на улицы Перми вышли в рейс новенькие «Москвичи» с веселыми «шашечками». Вроде бы ничего удивительного, но то, что увидели пермяки, одновременно вызывало восхищение и служило поводом для различных пересудов. Юркими авто лихо управляли женщины!
Известный факт, женщин за рулем в 1950-60-е годы в нашей стране было почти не встретить. Ситуация начала чуть исправляться ближе к 1970-м годам.
В СССР, вместе с появлением первых женских тракторных бригад на селе, на улицах городов за руль автомобилей также пересели женщины. Первой женщиной — водителем такси в СССР стала Татьяна Тихонова, работница Первого таксомоторного парка в Москве, которая в 1933 году приняла участие в Каракумском испытательном автопробеге. Первым же лицензированным водителем такси в 1909 году стала парижанка, мадам Decourcelle.
Если говорить в целом о развитии этого вида транспорта в Перми, то в следующем году грядёт столетие его появления на городских улицах: 23 августа 1908 года в качестве такси начали работать два французских автомобиля марки Darracq. Они были куплены владельцем сети булочных г-ном Возжаевым. Автомобили «с ветерком и комфортом» развозили пермяков в основном по маршруту «Театральный сад — Сибирская застава».
В 1909 году Пермская городская управа разработала «Первые специальные правила для механических средств передвижения», ограничив скорость их передвижения до 12 км в час!
«Такса езды на автомобиле. Г-ном Возжаевым установлена следующая такса езды на автомобиле: дневная езда — в 1 час с 2 персон 3 рубля; стоянки 1 р. 50 к., с 3 персон — 4 руб., стоянки 2 руб., с 4 персон — 5 руб., стоянки — 2 р. 50 к. ночная езда — в 1 час с 2 персон 4 рубля; стоянки 2 руб., с 3 персон — 5 руб., стоянки 2 р. 50 к., с 4 персон — 6 рублей, стоянки — 3 руб. Для абонементов тариф удешевлен. Стоянки автомобиля менее ½ часа в расчёт не принимаются. Телефон гаража №427», — сообщала на своих страницах газета «Пермские губернские ведомости» от 15 июня 1910 года.
«В 1920-х годах пермские гостиницы арендовали автопарк Пермского авторемонтного завода (будущий завод им. Дзержинского). Потом для перевозок использовались грузопассажирские пикапы «Фиат», — делится исторической справкой пермяк Владимир Ивашкевич.
Отправной точкой пермского такси стоит считать 18 июня 1939 года, когда для работы по перевозке граждан на линию вышли четыре новеньких автомобиля ГАЗ-М, выпущенных с конвейера Горьковского автозавода. За первый день работы на улицах города ими было перевезено 60 пассажиров. Найти такси можно было на привокзальной площади станции Пермь II, площади Оргкомитета (сейчас — угол улиц Ленина и Сибирской) и одной из площадей Мотовилихи.
Источник — газета «Пятница»