«В городе вроде Перми»

«В городе вроде Перми»

В рамках «Пермских дней памяти» — двухнедельной социально-культурной акции, приуроченной ко Всероссийскому дню памяти жертв политических репрессий, в Центре городской культуры прошла презентация книги Сергея Терешенкова «Пермская обитель», вышедшей в издательстве «Маматов».

Трудно говорить о литературных достоинствах этого небольшого документального романа. Откровенно говоря, текст требует основательной редактуры. Тем не менее речь идёт о знаковом событии, которым невозможно пренебречь: Сергей Терешенков стал автором первых подробных мемуаров, посвящённых пермской «культурной революции» и последовавшей за ней «культурной реакции». Будучи петербуржцем, занятым в пермских проектах, автор книги обладает уникальной и очень ценной точкой зрения — он одновременно внутри событий и как бы в стороне от них. Этот взгляд, очень близкий и в то же время внешний, позволяет автору быть смелым и беспристрастным. Пожалуй, некоторые вещи, происходившие во время «культурной революции» и после неё, именно он впервые назвал своими именами: так, «пост-революционный» краевой министр культуры Игорь Гладнев назван «отменным лицедеем и отпетым лицемером», а события вокруг музея «Пермь-36» — «рейдерским захватом», без обиняков.

Конечно, Сергей Терешенков не лишён субъективности в оценках и акцентах. Более того, это очень личная книга. Автор по натуре деятельный романтик, и для него его пермский период — прежде всего история любви: и к встреченной в Перми молодой жене, и к самой Перми. Интересно, что Терешенков, полиглот и космополит, который писал свою книгу то в Риге, то в Берлине, именно Пермь считает любимым городом. Пермякам будет любопытно узнать, что некоторые привычные для нас вещи пришелец из внешнего мира считает выдающимися — например, изобилие киосков с кофе навынос или веганских кафе. Оказывается, Пермь в этом отношении чуть ли не впереди планеты всей.

Для читателей из других городов эта книга может стать пособием по Перми и Пермскому краю, в первую очередь по Кудымкару, где Сергей Терешенков трудился в проекте «Культурная перезагрузка» в рамках программы «Пермский край — территория культуры». Не удивлюсь, если после её прочтения какой-нибудь приезжий отправится в Перми на поиски Стикса и предпримет вояж в Кудымкар с целью ознакомления с творением Александра Жунёва — гигантским ликом Кудым-Оша на торцах пятиэтажек.

Конечно, ревностный патриот Перми найдёт в этой книге множество ошибок. А особо ревностные патриоты могут сказать, что в ней вообще всё неправда. Но это неизбежно.

Источник