Вячеслав Белов: Говорить, что бизнес вести легче, рано

Вячеслав Белов: Говорить, что бизнес вести легче, рано

Началась подготовка ежегодного доклада бизнес-омбудсмена Пермского края. Этот документ — маркер состояния предпринимательства в регионе. «Болевые точки» и позитивные тенденции создают достаточно пёструю картину. Но хороших сигналов, по мнению уполномоченного, сегодня больше.

— Вячеслав Артурович, что нового появилось в вашей сфере деятельности в текущем году?

— В 2017 году по сравнению с предыдущим периодом снизилось количество жалоб в адрес уполномоченного на проведение различных проверок. Это хороший сигнал.

— С чем вы это связываете?

— Прежде всего с начала 2017 года объявлена реформа контрольно-надзорной деятельности. В свободном доступе появился специальный федеральный сайт http://контроль-надзор.рф/, где содержится подробная информация о том, что происходит в этой сфере.

12 федеральных ведомств из более чем 40 действующих на федеральном уровне, осуществляющих свыше 70% контрольных мероприятий, переходят на риск-ориентированный подход при организации отдельных видов государственного контроля. Специальные проверочные листы будут содержать перечень вопросов, подлежащих контролю, этот список утверждается федеральными ведомствами.

Кроме того, для малого бизнеса продолжаются «надзорные каникулы».

Серьёзно поменялось законодательство, смягчилась правоприменительная практика при привлечении предпринимателей к административной ответственности. То есть нарушитель привлекается к ответственности в форме предупреждения, а не наложения штрафа (если он совершил нарушение впервые). Поэтому многие предприниматели, поскольку нет финансовой ответственности, просто не пишут жалоб.

Ещё один важный момент: с 2017 года появилась практика направления предпринимателям предостережений, когда им предлагается устранить нарушение в конкретные сроки.

Такое смягчение «правил игры» — одна из главных причин уменьшения количества жалоб в адрес уполномоченного по защите прав предпринимателей на избыточность проверок. Но на самом деле сокращение это незначительное: за девять месяцев их стало меньше на 11.

— Есть ли направления, где число претензий предпринимателей не сокращается?

— Это жалобы на уголовное преследование. Здесь основная тема — претензии финансовых, надзорных и правоохранительных органов к правомерности использования государственных субсидий, своевременности выплаты заработной платы и уплаты налогов. Главный вывод, который можно сделать по итогам рассмотрения подобных дел, таков: бизнесу надо быть крайне внимательным, когда он получает государственные деньги на возмещение своих затрат, и не забывать, что все средства должны быть израсходованы только по целевому назначению.

Если предприниматель не может доказать правомерность расходов, у него возникают риски уголовной ответственности. Условно говоря, если заключил договор с государством на разведение кроликов, не стоит на эти деньги организовывать свиноферму. Надо работать по тем правилам, на которые подписываешься при работе с государственными ресурсами.

То же самое происходит в случае необоснованного неисполнения налоговых обязательств и невыплаты заработной платы работникам. Необходимо заранее планировать исполнение своих обязательств по заработной плате и налоговым платежам.

— Прежде было много жалоб в сфере организации пассажирских перевозок. Удалось ли решить эти проблемы?

— Действительно, в прошлом году мы получили очень большое количество обращений по перевозкам пассажирскими автобусами. В этом году (за исключением, пожалуй, конкурсных процедур) число жалоб сократилось (16 вместо 29), так как ряд проблем, связанных с реализацией Федерального закона №220-ФЗ, был снят на краевом и муниципальном уровне.

В то же время появились жалобы на перевозки маршрутными такси: эта сфера сейчас дополнительно регулируется на муниципальном уровне. Получается, что в одном направлении сняли напряжение, а в другом оно возросло. Механизм регулирования этой отрасли ещё предстоит выстраивать.

— Ещё одна «долгоиграющая» тема — размещение нестационарных торговых объектов. Похоже, в этом году она снова обострилась?

— Тема действительно «долгоиграющая», потому что она требует разработки определённой стратегии и базовых подходов. Необходимо понять, куда мы идём. Регулирование на злобу дня, к сожалению, приводит к постоянной неопределённости, к тому, что эта сфера бизнеса в определённые моменты остаётся без надлежащего правового регулирования.

Муниципалитетам нужна чёткая, понятная аналитика по вопросам потребительского рынка, по необходимому количеству стационарных объектов и нестационарных торговых точек. Размещение нестационарных торговых объектов должно идти не только в интересах бизнеса по его заявлению (впрочем, на практике он чаще всего получает отказы, а не положительные решения), но и совпадать с интересами населения и конкретного муниципалитета. В центрах муниципальных образований такие планы нужно очень серьёзно прорабатывать с точки зрения транспортной, пожарной безопасности, с учётом исторических зон, архитектурных ограничений, возможно, требований к внешнему виду. Чтобы не возникало диссонанса.

Этот сегмент бизнеса постепенно цивилизуется, сегодня договоры с владельцами нестационарных торговых объектов на их размещение подписываются сроком на пять лет, а не на год, как было ещё недавно. В этой части появилась предсказуемость. Осталось систему доработать. На мой взгляд, крайне негативно то, что неопределённость и непоследовательность властей каждый раз ударяет по бизнесу, наёмным работникам и потребителям, что недопустимо.

— Речь о разработке системы идёт уже не первый год. Что мешает это сделать?

— Дело в том, что на федеральном уровне достаточно регулирующих документов. В частности, Минпромторгом РФ ещё в конце 2014 года утверждена Стратегия развития торговли в РФ до 2020 года. Думаю, что на краевом уровне должны быть приняты нормативные документы, регулирующие обеспеченность потребительского рынка, нужен анализ фактической ситуации на уровне муниципальных образований края. Эта работа должна быть системной, прозрачной, публичной.

Требуется внести соответствующие изменения в постановление краевого правительства, на чём институт уполномоченного настаивает уже два года. Я знаю, что такой документ практически на выходе. То есть работа идёт, но омбудсмену и предпринимателям хочется, чтобы это происходило быстрее, ведь ситуация порой становится для предпринимателей непредсказуемой.

— Похоже, это не единственный периодически возвращающийся вопрос. У уполномоченного появились жалобы на отказы в государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности…

— Эти проблемы были актуальны в 2014—2015 годах, потом их не стало, так как была проведена очень серьёзная работа с налоговыми органами. Сейчас налоговая служба начала контролировать место регистрации бизнеса, а значит, возникают вопросы по поводу реальности того или иного адреса.

Кроме того, появились жалобы на отказ налоговых органов в принятии налоговых деклараций на основании их некачественного заполнения. Эти проблемы серьёзно обсуждаются, в том числе в бизнес-сообществе, они рассматривались даже на заседании регионального отделения ОНФ. Мы видим открытость налогового управления и желание в этой ситуации разобраться. Думаю, что вопрос будет решён.

В этом году налоговые органы Пермского края очень серьёзно меняют свои подходы к взаимодействию с предпринимателями. Во-первых, они принимали участие в майских «Днях пермского бизнеса», где состоялся большой круглый стол. Налоговики участвовали в заседании ОНФ по своей тематике, в начале октября этого года на «Пермской ярмарке» при участии уполномоченного и представителей краевого налогового управления прошла организованная правительством Пермского края и краевым Фондом развития предпринимательства встреча, посвящённая налоговой проблематике, в которой приняло участие более 450 представителей бизнеса. С ноября они планируют проводить публичные мероприятия по информированию бизнеса о своей административной практике.

Вообще, ежеквартальное информирование контрольно-надзорных органов о своих административных практиках — это новое в российском правоприменении.

Также важно, что в выездных встречах уполномоченного с предпринимателями края (а в этом году их было уже 25) принимают участие представители контрольно-надзорных органов. Если в прошлом году в этом процессе принимали участие сотрудники прокуратуры и Роспотребнадзора, то в этом году к ним присоединились специалисты Управления Росреестра по Пермскому краю, специалисты пожарного надзора ГУ МЧС края, службы судебных приставов и УФНС, Минимущества Пермского края. Возможно, поэтому в аппарате уполномоченного пусть и незначительно, но снижается количество жалоб и обращений.

Для предпринимателей информация контрольно-надзорных ведомств стала доступнее. Предпринимателям важно знать не то, сколько нарушителей и на какие суммы они наказаны, но и что именно проверялось, какие административные составы нарушений выявлялись, какие штрафы и за что налагались. По этим обзорам административной практики надзорных ведомств можно сориентироваться в своей предпринимательской деятельности. Внести в неё необходимые коррективы: предупреждён — значит защищён. У тех предпринимателей, которые следят за правовым регулированием, появилось больше возможностей исключить какие-либо нарушения.

— Какая тема будет особенно актуальной в ближайшей перспективе?

— В этом году по поручению губернатора мы активизировали взаимодействие с Минимущества Пермского края и муниципалитетами по вопросам кадастровой стоимости, оценки, регистрации и учёта объектов недвижимости и земельных участков, решения возникающих проблем в сфере земельно-имущественных и арендных отношений в целом. На рабочем совещании, в котором участвовали представители минимущества, минпромторга, представители Росреестра, кадастровой палаты и бизнеса обсудили дополнительные меры, которые следует принять для более качественного оформления земельных участков.

Кстати, напомню, что земельно-имущественные, арендные отношения занимают первое место среди обращений в адрес уполномоченного. Тема серьёзная, мы над ней работаем. Она тесно связана с налогообложением, размерами арендной платы и будет одной из центральных на ближайшую перспективу.

— Есть тенденции, которые вас особенно радуют?

— В последнее время идёт много разговоров о сокращении числа субъектов экономической деятельности. Эта ситуация зачастую оценивается пессимистически: «Всё пропало, все закрываются». Вместе с тем начался рост количества индивидуальных предпринимателей. За девять месяцев текущего года их число увеличилось почти на 3%.

Растёт численность крестьянских фермерских хозяйств (тоже почти на 3%). При этом на 3,5% сократилось количество организаций — юридических лиц. На 1 января 2014 года в Прикамье было 145 246 субъектов предпринимательской деятельности, на 1 октября 2017 года — 148 304 (рост на 2,5 тыс.). Так что говорить о том, что деловая активность, по крайней мере в цифровых показателях, снижается, не стоит.

Решаются и многие организационные проблемы. В мае этого года прошёл первый Совет по предпринимательству при губернаторе, где были утверждены составы рабочих групп. Я возглавляю группу по контрольно-надзорной деятельности. Все заседания рабочих групп уже прошли, в ближайшее время состоится второе заседание совета, где мы озвучим не просто точечные предложения, а концептуальные подходы к развитию бизнеса в регионе.

Впрочем, замечая ряд позитивных сдвигов, говорить о том, что вести бизнес в России и Пермском крае стало легче, рано. Остаются системные проблемы, связанные с ростом затрат предпринимателей (например, на новую кассовую технику), снижением потребительского спроса и инвестиций, невозможностью получения предпринимателями дешёвых заёмных средств для развития и другие.

Источник