Закон игры от Гаджиева и Гурфинкеля

Закон игры от Гаджиева и Гурфинкеля

На площадке «Сцены-Молот» состоялось ток-шоу «Закон игры», его основными участниками стали главный режиссёр Театра-Театра Владимир Гурфинкель и главный тренер футбольного клуба «Амкар» Гаджи Гаджиев. По каким законам они строят свою игру? Какую стратегию выбирают для достижения результата? Как завоёвывают внимание и любовь зрителя? Эти вопросы были изначально поставлены на повестку, но в своей беседе наставники зашли намного дальше.

Перед стартом разговора гости приняли участие в стандартной для любого футбольного поединка церемонии — в обмене «вымпелами»: Гурфинкель презентовал футбольному тренеру подушку с изображением краснобородого Достоевского (дизайн был продиктован знаменитой тематической линейкой Театра-Театра с портретами писателей), а в обмен получил игровую майку «Амкара» со своей фамилией.

Шоу состояло из нескольких блоков, в первом из них журналист Роман Попов, приглашённый вести мероприятие, задавал собственные, как он отметил, разминочные вопросы.

Ведущий:

— При всей разнице что объединяет футбол и театр?

Гаджи Гаджиев:

— В мире всё взаимосвязано. В наших профессиях психологические аспекты совпадают. Спорт — тот же творческий процесс, тренеру нужно управлять коллективом. За кулисами Владимир Львович вспоминал фразу Товстоногова о том, что актёр и режиссёр должны быть волевыми людьми. Я вспомню Сан Саныча Севидова, он говорил: «Нет характера — нет футболиста».

Владимир Гурфинкель:

— Что нас объединяет? В наших командах никто в одиночку не побеждает. Мы как повивальные бабки — делаем всё для того, чтобы человек был готов к выступлению, а потом актёры или игроки выходят и остаются наедине с залом. В это время мы, с одной стороны, испытываем счастье, с другой — ужас. У нас профессии седых людей.

Г. Г.:

— Я абсолютно согласен с Владимиром Львовичем насчёт команды. «Амкар» встречался прошлой зимой с одним из самых известных игроков последних лет — Самюэлем Это’о. И он начал своё выступление перед игроками с фразы: «На поле есть только одна звезда, и это команда».

Ведущий:

— Как вы настраиваете свою команду?

В. Г.:

— Есть один вопрос, который, по-моему, заключает самое главное в настрое. Он у меня «выскочил» один раз, и с тех пор я его использую время от времени. Вопрос этот звучит примерно так: «Ты родился, тебя воспитывали ради того, чтобы ты жил именно так и делал именно то, что делаешь? Уверен, что это твой максимум?» Причём не так важно, в какой форме этот вопрос задаётся, у человека надо вызвать эмоцию.

Ведущий:

— Гаджи Муслимович, а как вы вызываете эмоцию у игроков? Бывает так, что и мат может проскочить?

Г. Г.:

— Один человек написал: «Если вы не пьёте и не материтесь, значит, не следите за ситуацией в стране». Я матерюсь крайне редко. Меня для этого нужно вывести из себя. На самом деле то, что сказал Владимир Львович, всё подходит и нам. Единственное, важно понимать типы темпераментов. Кого-то надо поругать, кого-то, наоборот, ругать лишний раз не стоит, а нужно больше хвалить.

Ведущий:

— В «Амкаре» всегда было не очень хорошо со звёздами, но неплохо с тёмными лошадками. Что делаете с игроками, если они начинают «звездить»?

Г. Г.:

— На примерах всегда лучше объяснять. Был у нас такой центрфорвард Будунов, он был уже кандидатом в сборную России, состоял в расширенном списке. Вечером у нас матч, а днём он даёт интервью. А это у нас не принято, ты должен настраиваться на игру, а не общаться с журналистами перед матчем. Мы начинаем играть, и он оказывается не готов, я его меняю на 28-й минуте. На пресс-конференции меня спросили, почему я это сделал, звезда же, ключевой игрок. А я ответил: «Если он и звезда, то звезда Зимбабве». Сейчас Будунов занимается политикой, депутат и не раз уже мне эту историю припоминал. Самое главное, чтобы игроки понимали: интересы команды важнее интересов тренера, руководства команды, важнее их собственных интересов.

Ведущий:

— Владимир Львович, а у вас никогда не возникало желания на 28-й минуте спектакля сменить актёра?

В. Г.:

— Вы знаете, это очень тонкая вещь. Есть такой режиссёр Гриша Козлов. Однажды он приехал на один свой спектакль, хотя этого никто не ждал, встал в дверях зала и стал говорить актёру на сцене: «Я этого не предполагал, ты будешь играть, как я тебе сказал?!» Потом этот артист со мной делился: «Думал, что это голос свыше». Понимаете, в нашей профессии любой артист хочет сыграть хорошо. Удалить актёра из спектакля — значит растоптать его самолюбие.

Ведущий:

— Бывает ли идеальный состав команды?

Г. Г.:

— Не бывает. Даже команды, выигрывающие титулы регулярно, «Барселона» или «Реал», каждый год усиливают свой состав.

В. Г.:

— Идеальный состав труппы бывает, но только на небе. Режиссёр должен любить каждого артиста, но и в каждом ненавидеть его недостатки. Особенно когда у человека ещё молодого не сформирована актёрская, поведенческая психология.

В следующей части дискуссии ведущий предложил участникам прокомментировать составы команд друг друга.

На слайдах демонстрировались портреты актёров труппы Театра-Театра, а Гаджи Гаджиев распределял между ними игровые амплуа: опорный полузащитник, вратарь, центральный защитник и т. д.

Закон игры от Гаджиева и Гурфинкеля

Гурфинкелю же было предложено оценить по фотографиям футболистов и пофантазировать, какие образы они могли бы сыграть на сцене. Так, капитан команды Дмитрий Белоруков мог бы исполнить роль «брутального убийцы или насильника»; Александр Рязанцев — «жизнерадостного простака», а Фегор Огуде — «возможно, Отелло».

Для того чтобы разделить блоки между собой, организаторы пригласили две группы поддержки — от «Амкара» и Театра-Театра. Футбольный клуб представляли девушки, занимающиеся чирлидингом; театр — два актёра, станцевавших танго в шортах и майках. Оба выступления показались необычными, оттого довольно провокационными. Публику и двух наставников они точно взбодрили.

Закон игры от Гаджиева и Гурфинкеля

Следующей частью разговора стали вопросы от зрителей.

Чего не хватает «Амкару» и Театру-Театру?

В. Г.:

— Я не знаю, чего не хватает «Амкару». Мы же несколько лет жили в очень жёсткой ситуации, ситуации глухой обороны: власть шла на то, чтобы практически уничтожить театр. Как мы выжили? В этом есть элемент случайности. Сегодняшняя же власть: а) не мешает; б) старается помочь. Сейчас мы понимаем, куда идти. Мы уже приросли большим количеством молодёжи, внимание нам уделяют и министерство культуры, и губернатор. У нас будет реконструкция, нам её очень не хватает.

Г. Г.:

— Я слушаю Владимира Львовича очень внимательно и понимаю, что нам надо говорить спасибо театралам. Только такие люди двигают нас вперёд. Теперь скажу, чего не хватает нашему клубу. Вот возьмём два города — Пермь и Екатеринбург. Было время, когда по многим показателям «Амкар» был наверху, а «Урал» внизу. Сейчас же «Урал» развивается на порядок быстрее, стоит выше нас в таблице. Благодаря президенту клуба Григорию Иванову там были выстроены базы, построены поля, скоро будет готов стадион для чемпионата мира. Вот такая же инфраструктура, технологии нужны и нам.

Однажды один товарищ знаменитого тренера Алекса Фергюсона решил посоветоваться с ним — как он считает, стоит ли возглавлять команду, которая его пригласила. Фергюсон сказал: «Стоит идти, только если у клуба есть традиции, если есть президент, который понимает футбол, если есть деньги. Без этого не будет результата».

В. Г.:

— К нам это очень применимо. Вне заботы государства театр может превратиться в коммерческую, а не художественную организацию. Финансирование должно давать возможность рисковать и идти на эксперимент. Удивлять результатом можно тогда, когда у тебя развязаны руки, когда ты свободен.

Г. Г.:

— Недавно мы говорили с президентом клуба, и он сказал: «У нас худший стадион в Премьер-лиге». Из этих слова вытекает, что нужен.

В. Г.:

— Вы знаете, стадион — это такая опасная штука, потому что эмоции, которые рождаются на стадионе, они довольно дикие. Когда я жил в Петербурге, в день матча «Зенита» лучше было не выходить из дома и парковать свои автомобили где-нибудь подальше от центральных улиц: болельщики были настолько возбуждены, что могли серьёзно повредить машину. Мне кажется, что стадион должен стать местом, где эмоции после матча могли бы рассеиваться, преображаться.

Ведущий:

— Теперь у вас есть возможность задать вопросы друг другу.

Г. Г.:

— Тренер должен создать такую атмосферу, чтобы каждый игрок показывал максимум и команда добивалась нужного результата. Владимир Львович, как решаются проблемы настройки коллектива у вас?

В. Г.:

— Здесь есть два пути. Когда я был 24-летним выпускником училища, я пошёл в министерство культуры подбирать себе театр. И там один сотрудник-старичок отвёл меня в сторонку и спросил: «Тебе какой театр найти, управляемый или пьющий?» Я тогда самодовольно ответил: «Да я с любым справлюсь». Конечно, он странно поделил театры, но уже потом я понял, о чём он говорил. Любой коллектив делится на два вида: команда с жесточайшим централизованным управлением или уникальная творческая команда, где есть конкуренция и никто никого не заставляет. Для создания коллектива второго типа артистам нужно предложить что-либо интересное, то, что их бы развивало. Нужно создать такую атмосферу в театре, где все тянутся ввысь.

Мой вопрос. Знаете, готовясь к встрече, я почитал биографию Гаджи Муслимовича, и у меня возник вопрос о соотношении года рождения его и его маленьких детей (у Гаджиева четверо детей, старшему 12 лет — ред.). Что вы получаете от них? Какое слово хотите сказать мальчику и девочке?

Г. Г.:

— Слова, которые хочется сказать мальчику и девочке, разные. Девочке: «Как я тебя люблю, какая ты красивая»; мальчику: «Что ж ты не слушаешь маму, барбос, зачем ей нервы портишь?» Что они дали? Как-то я возвращался из одной поездки, ехать из аэропорта в город надо было два часа. Таксист меня узнал и спрашивает:

— Почему ж не отдохнёте, не поспите? Наверное, устали же.

— С чего ты взял, что устал?

— Всё-таки возраст уже…

— Какой же у меня возраст? Вот скажи, сколько твоим детям, я скажу, сколько моим.

Дети дали мне возможность чувствовать себя не на 70, а на 40.

Казалось, разговор только разгорался, а у его участников интереса друг к другу становилось всё больше, но пришло время подводить итоги.

Г. Г.:

— Люди наших профессий всё время должны расширять представление о мире, о процессах, происходящих в других сферах жизни. Это помогает искать правильные подходы и методы в своей работе.

В. Г.:

— Знаете, я пойду на «Амкар». Плюс я понимаю, кого я теперь буду ждать на своих премьерах и чьё мнение будет для меня очень важно. Надеюсь, что Гаджи Муслимович начнёт посещать наш театр, а мы придумаем, как сделать, чтобы эти посещения вызывали у него эмоции.

Мы живём, как рыбки в банке, — закрываемся в своих профессиях и не стремимся изучать неизвестное нам. Я абсолютно счастлив, потому что люди, которые постоянно ищут смысл, так редки сейчас, а сегодня я встретил одного из них.

Источник