Звуки мастерства и благородства

Звуки мастерства и благородства

Не будем подбирать смягчающих формулировок: не просто «замечательный», «выдающийся» или «прославленный» — великий. О всеохватности музыкального гения Плетнёва, его исключительности западная и российская пресса пишет много и часто, но тем, кто 11 ноября побывал на концерте в Пермской филармонии, где исполнялась музыка Сергея Рахманинова, не было нужды изучать отзывы критиков, чтобы понять, что в зале происходит нечто неординарное.

Плетнёв — это явление в истории современной русской и мировой культуры. Он произвёл настоящий переворот в исполнительской эстетике, утверждая новые ценности в музыке.

В Пермской филармонии Михаил Плетнёв играл Сергея Рахманинова — к 145-летию со дня рождения великого композитора, которое мы будем отмечать в 2018 году. Как считает Михаил Васильевич, «называть Рахманинова пианистом, композитором, дирижёром — мелко. Рахманинов — это бог. Божественный бог».

Звезда пианиста Плетнёва вспыхнула рано, в 20 лет, после победы на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского 1978 года. Но с 2006 года Плетнёва можно было видеть и слышать на концертах только как дирижёра. Тончайший мастер фортепиано почти прекратил публично играть, потому что его перестало удовлетворять качество современных инструментов, резко, с его точки зрения, упавшее. Поэтому приезд Плетнёва-пианиста — событие особое.

За два дня до концерта в город прибыл необыкновенный рояль Михаила Васильевича. Это концертный инструмент японской фирмы Shigeru Kawai с максимально сбалансированным и благородным звучанием. Качество звука настолько важно, что вместе с роялем по миру путешествуют двое настройщиков — японский и русский, которые должны идеально отладить инструмент перед каждым концертом.

Японский настройщик Хидеми Окубо, представитель компании — производителя рояля, сказал перед концертом, что звук этого инструмента «тёплый и глубокий», поэтому он подходит для игры и в небольших, и в очень больших залах. Каждый раз настройщики перед концертом колдуют над роялем, добиваясь не просто идеального звука, а идеального звука применительно к залу. Пермский Органный зал Хидеми Окубо назвал идеально подходящим для концерта фортепианной музыки.

Рояль отполирован до такой степени, что кому-то может показаться пластиковым. Нет, он не пластиковый. Он просто безупречно сделан. В этот вечер публика услышала несколько известных произведений: Прелюдию до-диез минор, Элегию ми-бемоль минор, «Полишинеля», «Баркаролу», «Юмореску», несколько прелюдий...

Это было не исполнение, но рождение музыки.

Слушая Рахманинова в исполнении Плетнёва, невозможно не сосредоточиться на концентрированной «русскости» этого композитора. Сила без аффектации, глубина без мрака, чувство без сентиментальности, а всё вместе — духовная мощь.

Музыка существовала как рождённый, направленный поток, вызванный к жизни не одной лишь ловкостью пальцев. Невероятное, особое наслаждение — вслушиваться в звучащие паузы Плетнёва. Ими упиваешься так же, как и свободным потоком музыки, льющейся из-под его рук.

Да, он играет виртуозно, не допус­кая сентиментальности, но сколько чувства в этой музыке! Того самого чувства, что не имеет отношения ни к чувствительности, ни к «романтической» манере игры. Но каждый, кто сидел в зале и соприкоснулся с его творчеством, смог увидеть мир другими глазами.

В этот приезд никто не смог добиться от пианиста никаких комментариев, никаких интервью. Наверное, у него нет другого языка, кроме музыки, — нет иного способа говорить и дышать. Вообще — быть. А больше быть и незачем! Всё ради этих минут.

Финал концерта получился очень тёплым: искренний восторг публики, маленький подарок исполнителя — «Восточный эскиз» (да, опять Рахманинова), несколько выходов на поклон и приветливый взгляд великого музыканта. Это была полная и разделённая радость.

Звуки мастерства и благородства

Галина Кокоулина, министр культуры Пермского края:

— В последние годы народный артист России неоднократно посещал Пермь, но исключительно как основатель, главный дирижёр и художественный руководитель Российского национального оркестра. В качестве пианиста он побывал в наших краях совсем юным, в далёких 1970-х годах, после того как в 1978 году получил I премию и золотую медаль VI Международного конкурса им. П. И. Чайковского.

С тех пор как Плетнёв начал дирижёрскую карьеру, он вообще мало выступает с сольными концертами, почти прекратил их. И вот спустя столько лет — чудесное возвращение, теперь уже в статусе великого маэстро. Пермским поклонникам фортепианной музыки — а в городе их немало, абонемент «Волшебные звуки рояля» лидирует среди абонементных циклов филармонии вот уже много лет — несказанно повезло услышать единственный концерт блестящего мастера фортепиано, который состоялся при поддержке Министерства культуры Пермского края.

Источник